В Малой церкви Эрмитажа до 11 мая проходит выставка «Свадебные церемонии в России. В Свете и при Дворе». Предлагаем погрузиться в атмосферу императорского Петербурга и познакомиться с облачением молодоженов в императорской России.
Браки членов императорской семьи укрепляли внешнеполитические союзы, а сама церемония часто подчеркивала величие царя и государства. Поэтому подвенечным нарядам невест всегда уделяли повышенное внимание: при создании ориентировались на регламент церемонии, а не моду.
Подвенечный наряд жениха
Жених должен был венчаться во фраке и белом жилете, с начала XX века можно было выбрать «визитку» — элегантный пиджак со скругленными бортами, застегивающимися на одну пуговицу, и цветным жилетом. Представители императорской семьи облачались в парадную форму одного из подшефных гвардейских полков.
Каким был наряд невесты в XIX веке
После распространения первых модных журналов в последней четверти XIX века мода на фасоны менялась, но общие рекомендации оставались прежними: наряду следовало быть довольно скромным, проще бального, без вычурной отделки. Декор делали умеренным из-за украшения платья небольшими букетиками или гирлянд померанцевых цветов (fleur d’orange) — символа чистоты и непорочности.
Но невесты не всегда соглашались на минималистичные наряды: тогда лучшие портные добавляли к лифу или трену (шлейфу) рюши, кружева, кисти, объемные рукава-буфы и вышивку. Все эти элементы делали в тон наряда, чтобы сбалансировать образ. По традиции платье невесты было белого или молочного оттенка, однако в начале XX века стали допускать палевый (от фр. paille — солома) или золотистый цвет. Выбор ткани зависел от моды и возможностей семьи невесты: состоятельные горожанки выбирали ткани на основе шелка: дамаск, муар, атлас, репс, фай.
Как создавали свадебное платье
В первой четверти XIX века свадебные наряды невест шили по образцу парадного придворного платья — из белого шелка, с вышивкой золотой нитью, с декольте и длинным шлейфом. Таким был образ Александры Федоровны, невесты великого князя Николая Павловича.
После 1833 года появился новый фасон, установленный императором Николаем I. Его целью было регламентировать придворный костюм и добавить в него больше деталей национального костюма. Так, дамы должны были быть в платьях, «более приближенных к древнему русскому покрою» (Журнал камер-фурьерской должности по половине Государя Императора Николая Павловича, 1833 год). Такой фасон означал, что нижнее платье становилось похожим на сарафан из белой материи, спереди вышитый серебром или золотом. Верхнее платье напоминало ферязь с висящими позади локтя широкими рукавами. Свадебные наряды шили по этому же регламенту.
Ближе к концу XIX века некоторые невесты, которые особенно следили за модой и ездили в Европу, выбирали платья в стиле модерн: с контрастной вышивкой серебряной нитью и перламутровыми блестками, сам узор был с растительными и цветочными элементами.
Осознанное потребление
Модницы того времени часто стремились к осознанному подходу в выборе свадебных нарядов, актуальном и сейчас. Несмотря на дороговизну, атлас выбирали из соображений экономии: свадебное платье из него можно было перекроить, перекрасить в другие цвета и носить как бальное, вечернее или торжественное.
Александр Бенуа вспоминает о «вечном платье» матери, которое было сшито к свадьбе 1848 года: из длинного шлейфа выкраивали воланы, перехваты и буфы, а из белого платье за 40 лет изменений превратилось в светло-фиолетовое.
Свадебная прическа и фата
Прическа невесты в начале XX века требовала большого мастерства, поскольку надо было не только уложить волосы, но и закрепить на голове фату из тончайшего тюля, газа или кружева. Известно, что невеста Феликса Юсупова, княжна Ирина Александровна Романова, выбрала для церемонии в 1914 году кружевную фату самой Марии-Антуанетты.
На выставке в Эрмитаже мы можем увидеть одно из самых знаменитых подвенечных платьев, сшитое в ателье Ольги Бульбенковой. Оно принадлежало великой княжне Ксении Александровне, сестре Николая II. В точно таком же будет выходить замуж Александра Федоровна, жена Николая II.
Наряд выполнен из серебряного глазета (парчи), декорирован объемной вышивкой, изображающей цветочные букеты, связанные бантами. Трен подбит белым атласом и оторочен рюшью из белых атласных лент, длинные рукава по краю обшиты мехом марабу. Описание этого подвенечного образа с порфирой (мантией) подробно опубликовали в журнале «Модный свет».
Мода XX века будет стремительно менять облик женщин, но преемственность традиций свадебной моды мы видим в работах современных дизайнеров, которые также отдают предпочтение белым и кремовым оттенкам, рукавам-буфам, узнаваемому фасону с узкой талией и элегантным шлейфом.
Автор: Анна Чобану
Фото: @ann.chobanu, архивы прессы